«Истоки способностей и дарования
детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник
творческой мысли.
Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Уровень
развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к
школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и
внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают
серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык,
включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма
требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо
развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения
навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного
мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики,
зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного
отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном
возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать
условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития
навыков ручной умелости.
Но в
дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что
часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять
мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно
к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного
мозга развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа
по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм,
различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движении руки,
решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее
интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком
письма, что будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Родителей
должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или
закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии
при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим
тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как
правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот
недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением
окружность, диаметром примерно 3-4
см (по образцу). Если ребенок имеет склонность
фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам
вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет
рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий